Бесплатный шиномонтаж

Критерии выбора автомобиля. Что важно учесть при подборе семейного авто, машин для работы и ежедневных поездок

Мало кто из нас может менять автомобили раз в полгода. Поэтому при выборе машины редко руководствуются исключительно велением сердца. 

Перед покупкой авто большинство автолюбителей читают десятки статей, просматривают часы видеообзоров, ездят по автосалонам на тест-драйвы и собирают в них красивые буклеты, советуются с друзьями и родственниками, а иногда и консультируются у астрологов. 

Предлагаем вниманию несколько критериев и метод их учёта, который, надеемся, поможет вам выбрать автомобиль на каждый день. 

Критерии выбора автомобиля на каждый день

Самое важное при выборе автомобиля — это чёткое определение того, зачем он вам нужен. Для работы? Для перемещения из точки А в точку Б? Чтобы партнёры и клиенты видели степень успешности вашего бизнеса? Для развоза детей по школам, детсадам и секциям? Исходя из этого можно составить примерный список параметров, по которым нужно оценивать машину. 

Для работы

Автомобиль для работы подразумевает большие ежедневные пробеги (100+ км). Если он не ездит, то не приносит своему владельцу выручку. Поэтому здесь важна надёжность. 

Что ещё первостепенно? Большие дистанции означают расходы на топливо. Это значит, что интересна экономичность двигателя. 

Также важен масштаб сети обслуживания и доступность запчастей марки. Чем больше у неё СТО (официальных и неофициальных), тем выше вероятность, что сломавшуюся машину быстро вернут в строй. 

Авто для работы лучше подбирать с расчётом: учитывать траты на топливо, обслуживание, страховку, налоги, а затем сопоставлять планируемые расходы с потенциальной отдачей. 

У вас может сложиться неоднозначная ситуация, когда одна машина приносит больше денег, но и требует больше затрат, а другая лучше по соотношению. Что выбрать? Давайте рассмотрим пример и разберёмся.

Допустим, вам приглянулись две модели авто: X и Y. Предположим, что через 3 года остаточная стоимость обоих автомобилей будет равна 0: ездить они уже не смогут.


Вариант

Стоимость, у. е.

Расходы в год, у. е.

Выручка в год, у. е.

Прибыль за 3 года, у. е.

Эффективность

Модель Х

90

10

140

300

1,11

Модель Y 

120

100

250

330

0,92


Эффективность мы считаем как отношение выручки к суммарным затратам, которая показывает, сколько приносит прибыли каждая вложенная в автомобиль условная единица за три года. 

Получается, что если мы покупаем модель Y, то у нас в кармане за три года остаётся больше условных единиц, а если модель X, то каждая вложенная условная единица принесёт 1,11 выгоды по сравнению с 0,92 у конкурента. Что же лучше? 

К этому вопросу подойти можно так: 

  • Если вы работаете один, то хотите максимизировать то, что остаётся в кармане. Это означает выбор в пользу модели Y.

  • Если вы можете масштабировать свои усилия и нанимать других водителей, то лучше взять модель Х и зарабатывать все 300 у. е. в год на каждой машине. 

Планируете сначала ездить сами, а потом нанимать водителей? Тогда сперва всеми силами нужно постараться заработать на второй автомобиль, а потом уже повышать эффективность обоих. 

Семейный автомобиль на каждый день

Для семейного автомобиля в первую очередь важны функции пассивной и активной безопасности. Также может понадобиться увеличенный объём багажного отделения или даже дополнительный бокс на крышу. 

Важным становится кузов (подойдёт универсал, большой кроссовер, компактвэн или даже минивэн), количество мест в салоне и возможности его трансформации. 

Обратите также внимание, что семейным автомобилем часто управляют оба супруга, а это значит, что он должен быть достаточно адаптивным для того, чтобы каждый из водителей чувствовал себя за рулём уверенно. Как минимум нужна возможность регулировать вылет и наклон рулевой колонки. Здорово, если в автомобиле будет память положения водительского сидения и зеркал. Премиальные машины могут предложить ещё и автоматическую регулировку под водителя той же рулевой колонки. Возможно, для дополнительного удобства и безопасности вы захотите выбрать автоматическую коробку передач. 

Для перемещения из точки А в точку Б

Само определение говорит, что в первую очередь нужно обеспечить возможностью попадать туда, куда нужно. Здесь мы в первую очередь ориентируемся на размер вашего кошелька и готовность платить за автомобиль. 

Что для вас важно при перемещении? Может быть, безопасность? Возможность активного взаимодействия с автомобилем и получения удовольствия от вождения? 

Если сразу понять трудно, то можно сходить на тест-драйвы. На них вы точно почувствуете свой автомобиль.

Если же вы хотите просто машину, на которой можно ездить, никаких других требований у вас нет, то хорошим вариантом может стать покупка массовой модели на вторичном рынке. 

Массовость означает, что не будет проблем с запчастями и обслуживанием. Кроме того, автопроизводители отдельно фокусируются на надёжности самых продаваемых машин, потому что массовый выпуск проблемного авто — это верный способ обанкротиться на гарантийном обслуживании. 

Покупка с рук двухлетней или трёхлетней машины не только снизит ваши затраты, но и станет залогом продолжительной службы авто, поскольку его ресурс ещё не выработан. 

Оценка критериев

Подход к оценке автомобилей для работы и для других целей может различаться. 

Дело в том, что для рабочего автомобиля нам в первую очередь интересна финансовая составляющая. Поэтому мы её оцениваем расчётами планируемых вложений и выручки от использования машины. Значительный фактор выбора коммерческого автомобиля — оценка его надёжности. На этом остановимся подробнее. 

Оценка надёжности коммерческого автомобиля

Самое лучшее представление о надёжности автомобилей — у автопроизводителей. Поэтому можно пообщаться с техниками дилеров, которые обслуживают вашу марку. Они могут дать информацию о характерных проблемах рассматриваемого вами варианта. 

Ещё лучше о недостатках интересной вам модели расскажут мастера на неофициальных специализированных СТО. Они обычно не вовлечены в продажу автомобилей, поэтому очень открыты к искреннему общению, а за счёт специализации у них набирается достаточный опыт, которым они могут поделиться и помочь вам сделать выбор. 

Также некоторые страховщики публикуют информацию о надёжности автомобилей. Но страхование от поломок в России не распространено, а иностранные рейтинги надёжности говорят лишь о том, как ведут себя авто в других странах: с другим (мы не говорим «лучшим», мы говорим «другим») качеством топлива, масел, культурой обслуживания и ухода за авто. Но как ориентир их использовать можно. 

Для рабочей машины особенно важно учитывать вероятность поломки, стоимость запчастей и скорость её восстановления. 

Оценка дополнительных опций коммерческого автомобиля

Казалось бы, если приобретаемый автомобиль нужен, чтобы зарабатывать максимально эффективно, то зачем вкладывать деньги в приобретение дополнительных опций, например, системы помощи водителю, кондиционер или музыкальную систему? Всё просто: оценить в деньгах можно и это. 

Начнём со случая проще.

Системы помощи водителю помогут уберечь автомобиль и его коммерческий груз от повреждений или даже гибели. Вы можете воспользоваться статистикой о самых частых причинах аварий и решить, насколько велика вероятность того, что водитель уснёт за рулём. С этими данными вы можете понять, стоит ли система контроля усталости денег, которые запрашивает дилер. 

Теперь посмотрим случай посложнее: кондиционер. Он требует дополнительного обслуживания, расходует часть мощности двигателя, а значит, увеличивает стоимость содержания. Какая от него может быть польза? А его прямая польза состоит в том, что водитель с меньшей вероятностью захочет уволиться из компании, где у него комфортный рабочий автомобиль. Это прямо отразится на текучести вашего персонала. Ниже текучесть — ниже потребности в поиске новых водителей, ниже загрузка рекрутеров. А ещё зарплату водителя тоже можно сделать чуть ниже, чем у конкурентов с авто без кондиционеров. 

Понятно, что такие вещи хорошо заметны, когда у вас много автомобилей, и вы можете видеть последствия решений в динамике. А что делать, если вы собираетесь работать один? Откуда вам взять статистику? Что вы можете рассчитать? В таком случае можно обойтись и без расчётов. 

Посмотрите, на каких машинах работают крупные перевозчики. Скорее всего, они делают выбор не случайно, а как раз с учётом всех этих неочевидных нюансов. И если они своим водителям дают автомобили без кондиционеров, тогда и в вашем случае это будет неплохим выбором. 

Но вот если вы уже крупный перевозчик и покупаете машины с оглядкой на конкурента (у него такие же), то вот это уже плохая идея. Масштаб бизнеса и особенности вашей компании и клиентов отражаются на том, какие машины вам нужны. Большим компаниям слепо копировать конкурентов нельзя, а небольшим перевозчикам — можно. 

Учёт нескольких критериев при подборе личного автомобиля

С выбором коммерческого автомобиля всё довольно однозначно. Каждая особенность машины, за которую мы платим, должна приносить ясную пользу в деньгах.

При подборе автомобиля для семьи уже не всё так очевидно. Как сравнить красивое и безопасное? Как учесть мощное и комфортное? Самый прямой подход — это составить таблицу с интересными вам критериями и рассматриваемыми вариантами. Каждому критерию нужно присвоить вес и определённое значение, а потом перемножить значения критериев с их весами и сложить в итоговую цифру. 

Такой подход называется «скоринг». Его преимущество состоит в том, что он прост, наукообразен и даёт чёткий ответ (у кого цифра больше, тот и победил). 

Обратной стороной такого выбора становится то, что вы получаете автомобиль, в котором всё хорошо и оптимально, только душа к нему не лежит. Потому что он везде средний. Это особенно ярко проявляется, когда вы хотите учесть много критериев. Чтобы с этим побороться, можно, например, сократить число параметров, по которым ведёте расчёт. Тогда различия автомобилей проявятся более ярко. 

Фундаментальной и нерешаемой проблемой такого подхода становится то, что при оценке вы вносите в общем случае произвольные цифры, которые влияют на результат. Например, что такое «комфорт 8 из 10»? Почему не 9? Почему не 7? Можно, конечно, сказать, что вы так сами хотите, но как это сказывается на общем результате? Будете ли вы довольны таким выбором? 

Сигналом того, что ваш скоринг не решает задачу, будет то, что вы после первой пробы обнаруживаете, что у вас в лидерах совершенно неожиданный автомобиль, после чего начинаете «подкручивать» параметры. 

Есть другой способ подбора. Он заключается в том, что вы отказываетесь от взвешенных оценок, которые используются при скоринге, а вместо этого применяете простую приоритизацию ваших критериев. Например, для вас в первую очередь важен внешний вид, потом мощность мотора, затем комфорт. И среди всех вариантов вы отбираете сначала тройку лидеров по красоте, потом двойку с самым мощным мотором, а победителя определяете по комфорту. 

И здесь тот же подход: вы делаете оценку по принципу «потому что я так хочу», но получаете заведомо хороший результат, так как отбираете по главным для вас параметрам. Не произойдёт такого, что при выборе автомобиля для деловых поездок у вас вперёд вдруг вырвется LADA XRAY, потому что у неё лучшие оценки по практичности, цене и стоимости владения. 

Что в итоге

Итак, давайте подведём итоги. 

Выбор рабочего автомобиля мы делаем прямым расчётом планируемых расходов на его содержание и планируемых от него доходов. При этом в зависимости от наших условий можем максимизировать как абсолютную выручку, так и эффективность (отдачу на вложенный рубль). 

Для остальных автомобилей можно использовать менее формальный подход и анализировать другие критерии, такие как: 

  • форма кузова;

  • внешний вид;

  • цвет;

  • мощность мотора;

  • тип подвески и рулевого управления (если важна возможность активного управления автомобилем);

  • доступность запчастей и обслуживания;

  • комфорт;

  • системы пассивной и активной безопасности;

  • объём багажного отделения, возможности его трансформации и наличие приспособлений для транспортировки дополнительного груза;

  • проходимость;

  • марка и её репутация;

  • цена;

  • стоимость содержания;

  • наличие запчастей и станций обслуживания.

Для оценки по нескольким критериям мы можем использовать скоринг или же метод исключения по приоритетным для вас параметрам. 

Но какой бы автомобиль и каким бы методом вы ни выбрали, по возможности принимайте решение о покупке после тест-драйва. Свой автомобиль вы обязательно почувствуете.